Сегодня у меня день резкой и быстрой смены социальных ролей, в режиме круговерти: студентка рано утром, в полдень - преподаватель для малышей, потом (кратко) - дочь, потом - ученица и выпускница литературной студии, после - репетитор, и уже совсем потом - друг, сестра по разуму и хороший (надеюсь) собеседник. Но обо всём по порядку, хотя не обязательно обо всём.
читать дальшеСтоит, пожалуй, начать с самого главного - моего первого урока английского языка для малышей. Был он странен и многогранен. Первый малыш, появившийся в стенах клуба задолго, впрочем, до начала занятия, спутал образовательный клуб с больницей или парикмахерской, которых он, по словам его мамы, жутко боится, и закатил ужасную истерику, после чего увёл себя и маму прочь от чего-то неизведанного, но страшного. Это подорвало мой боевой дух и укрепило убеждение в том, что первый урок - самый ответственный: либо я заинтересую детей, и они будут с радостью потом ходить на уроки, либо нет. Детей, впрочем, пришла всего одна штука, но светловолосая и очень милая девочка Даша. Занятие было сумбурным. Первые минут 10 я скакала перед ней, пела песенки, просила повторять за мной слова и всячески вливаться в деятельность, но она только смотрела на меня безмолвно и хлопала своими красивыми ресницами. Нет, она не вредничала и не артачилась - она просто молчала; как потом пояснила её мама, это её обычное поведение в незнакомой среде, зато потом, когда освоится, её иногда бывает сложно заставить помолчать. К счастью, потом дело пошло на лад. Мы учили слова, играли в разные игры, делали подвижные зарядки, работали с карточками. У меня был составлен опорный план урока из 8 пунктов, но какой к чёрту план, если речь идёт о детях! Дети, как вы понимаете, планы наши ни во что не ставят - если ребёнок не задавлен психически до конца, он никогда не будет начинать по собственному желанию делать то, что ему не хочется. Поэтому я просто перестала навязывать Даше своё видение того, как должно проходить занятие, и стала следить за тем, что ей интересно, то есть, я как бы вступала в её игровой процесс, попутно направляя её к английским словам. Получалось неплохо, а для первого занятия с четырёхлетним ребёнком, может быть, даже хорошо. Я спрашивала её, чего она хочет, и делала это вместе с ней. Может, мне не хватало какой-то жёсткости, и я ей потакала, но, во-первых, я не чувствую себя вправе навязывать детям в жёсткой форме свой план занятия, а во-вторых, мне было, возможно, важнее просто начать строить доверительные отношения с ребёнком. Отношения - это же очень хрупкая и прихотливая вещь, особенно с детьми: с ними нельзя вести себя понарошку, и даже если ты с ними играешь, ты должен так же, как они, жить этой игрой, воспринимать её как нечто абсолютно важное здесь и сейчас. Когда в отношениях происходят заглюки или проявляются пунктики одного из партнёров, нужно узнать, откуда эти заглюки, и почему они важны. Также и тут: вы можете не спрашивать ребёнка, почему ему важно сейчас бросить книжку и покидать мяч - это просто для него важно и всё, ему так хочется, и глупо перетягивать его в другую сторону. Может, так до разбалования ребёнка недалеко, но тут нужно различать важность какого-то действия и каприз из вредности. В моём случае это был первый вариант. В общем, ребёнок по ходу занятия разговорился, даже спел со мной прощальную песенку, очень стараясь, а потом стал рассказывать истории про игрушки. Даше понравилось занятие - не знаю, конечно, занятие ли именно или наше общение, но ей было хорошо, а для меня это было самым главным. Сложнее будет в следующий раз, когда придут те, кого не было сегодня - всем им потакать вряд ли получится, но я уверена, что смогу как-нибудь обходительно найти выход из ситуации.
На литературной студии было просто как всегда хорошо и весело, а после неё я поехала к знакомой на репетиторское занятие. В троллейбусе до места я ехала с совершенно неземной красоты девушкой одного моего знакомого. Естественные длинные ярко-медные волосы, белая кожа, тонкие черты лица - я обожаю любовь с первого взгляда, какой бы мимолётной она ни была. В такие моменты я мечтаю всего об одном магическом артефакте - мантии-невидимке, чтобы, набросив её на себя, рассматривать людей так долго, пристально и близко, как хочется. Живое воплощение прерафаэлитской Элизабет Сиддал уехало от меня в троллейбусе, когда я вышла - что поделать, c'est la vie.
Занятие было тестовым, и прошло оно хорошо, плодотворно и быстро: девушка на удивление много что помнила со времён школьного английского и довольно быстро сделала все задания, которые у меня были. В общем, мы посчитали, что для ознакомительного занятия этого достаточно и не стали начинать новую тему. Меня просто порадовало, что мы так быстро продвигаемся, думаю, и дальше всё будет хорошо.
Потом я поехала в гости к Табрису, у которого весь день провёл Тиль. У нас была шикарная беседа на темы истории и культуры - впрочем, как всегда, но сегодня, кажется, особенно: то ли потому что я давно уже с кем-то, кроме Тиля, так не говорила, то ли потому, что разговор был правда очень плодотворным и интересным, то ли, что вероятнее, всё сразу. Говорили о русском человеке как человеке мира - обращённом вовне, к миру, интересующимся множеством разных вещей, казалось бы, его лично никак не касающихся, изучающим другие языки и культуры просто из интереса и принимающим в свою культуру всё, что может вместить его сердце. И это было потрясающе. Всю сонливость сняло, как рукой - то ли из-за выпитого мной, кажется, литра зелёного китайского чая с мятой, то ли из-за интересности разговора.
День удался на славу. Но от смены социальных ролей немного кружится голова. Однако, это интересно - а то, что интересно, стоит того, чтобы тратить на него время.
День социальных ролей
Сегодня у меня день резкой и быстрой смены социальных ролей, в режиме круговерти: студентка рано утром, в полдень - преподаватель для малышей, потом (кратко) - дочь, потом - ученица и выпускница литературной студии, после - репетитор, и уже совсем потом - друг, сестра по разуму и хороший (надеюсь) собеседник. Но обо всём по порядку, хотя не обязательно обо всём.
читать дальше
читать дальше